ТРОТУАРНАЯ ПЛИТКА. КАК ПОЯВИЛАСЬ? ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ?

«Кощунственный камень» - так называли тротуарную плитку в Голландии, которая является не только страной тюльпанов, но и родиной передовых строительных технологий.

В исторической литературе упоминается, что уже в XIX веке путь из Амстердама в Гарлем был выложен камнями мощения, таким образом, он стал первой в мире дорогой, где они были использованы.

Новое дорожное ноу-хау «подсмотрели» соседние государства. Оценив высокое качество дорожного покрытия, они решили позаимствовать новый метод у голландских мастеров и внедрить его у себя. Российская Империя тогда от Европы не отставала. Ее территория была покрыта сетью заводов, изготавливающих качественную тротуарную плитку. В период революционных потрясений и кровавых междоусобиц многие из них сильно пострадали, а большая часть была уничтожена. Для власти Советов главным было максимально удешевить дорожное строительство, эстетика дорожного покрытия ее интересовала меньше всего.

Приоритеты стали меняться лишь в девяностых годах прошлого столетия. Мощение тротуарной плиткой стало популярным, спрос на него был огромен и быстро рос. Плитку использовали как для городского благоустройства – ею мостили дворовые территории, тротуары и даже целые площади, так и для облагораживания частных усадеб, коттеджей, дач. На этой волне появились и специализированные компании, занимающиеся выполнением работ по мощению.

К сожалению, в те годы многие предприятия работали с нарушением технологии. Гонясь за объемами, они забывали о качестве, стремясь «по быстрому» получить свою прибыль за счет реализации больших партий востребованного и высокодоходного товара со скрытыми дефектами.

В результате этого, плитка не выдерживала испытаний русской зимой и трескалась, а вымощенные ею дороги становились скользкими, что приводило к многочисленным травмам.

Непродуманная политика качества отдельных производителей, большой процент бракованной плитки, подорвали к ней доверие потребителей. И это несмотря на то, что камни мощения являются экологичным строительным материалом, ведь при его производстве используются только природные «ингредиенты». Асфальт, побочный продукт нефтехимических предприятий, снова стал фаворитом с молчаливого согласия граждан и гражданок, которые с ужасом вспоминали травматичные падения на скользкой плитке и сломанные каблуки.

Ситуацию спасло появление ее морозостойкой модификации, которая способна выдержать самые суровые морозы и немилосердные перепады температур. Именно такую плитку сегодня активно используют при дорожном строительстве и благоустройстве в различных городах России.